Государственная итоговая аттестация (9 класс)
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА-9 проводится:
в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;
в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА 9) по русскому языку и математике.
Экзамены по другим учебным предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА) – обучающиеся сдают по своему выбору.
Для обеспечения информационной безопасности экзаменов по решению региона ППЭ могут быть оснащены системами видеонаблюдения, металлодетекторами, средствами подавления сигналов связи.
Рособрнадзором разработаны методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Федеральным институтом педагогических измерений по заданию Рособрнадзора разработаны задания для ГИА 9 и размещены в открытом доступе в сети Интернет на сайте ФИПИ.
Контрольные измерительные материалы для ГИА 9 формируются на уровне субъектов Российской Федерации. Для регионов разработана специальная методика формирования контрольных измерительных материалов.
Информация о сроках и местах подачи заявлений на участие в государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов
Выбранные учебные предметы, форма (формы) ГИА указываются в заявлении, которое обучающийся подает в образовательную организацию до 1 марта текущего года.
Заявление подается обучающимся лично на основании документа, удостоверяющего его личность, или родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности.
Для участия в ГИА в форме ГВЭ обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Проверка экзаменационных работ, утверждение, изменение и (или) аннулирование результатов государственной итоговой аттестации
Проверка экзаменационных работ осуществляется предметными комиссиями, состав которых утверждается министерством.
Обработка и проверка экзаменационных работ занимает не более 10 рабочих дней.
Полученные результаты в первичных баллах (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы) переводятся в пятибалльную систему оценивания и направляются на рассмотрение и утверждение ГЭК.
ГЭК на своем заседании рассматривает результаты ГИА-9 по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании. Утверждение результатов ГИА-9 осуществляется в течение одного рабочего дня с момента получения результатов проверки экзаменационных работ.
После утверждения результатов они передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, для ознакомления обучающихся с полученными результатами ГИА-9.
Ознакомление обучающихся с полученными ими результатами ГИА по учебному предмету осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня утверждения ГЭК.
Результаты ГИА-9 признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся набрал минимальное количество баллов, определенное приказом министерства в соответствии с рекомендациями ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений".
Подача апелляций
Участникам государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ) предоставляется право подать в письменной форме апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА по учебному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами в конфликтную комиссию Ставропольского края по рассмотрению апелляций участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Апелляции не принимаются:
по вопросам содержания и структуры контрольных измерительных материалов по учебным предметам;
по вопросам, связанным с нарушением участником ГИА установленного порядка проведения ГИА и неправильным оформлением экзаменационной работы.
Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА по учебному предмету участник ГИА подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену (уполномоченному представителю) ГЭК, не покидая ППЭ.
В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушении установленного порядка проведения ГИА членом (уполномоченным представителем) ГЭК организуется проведение проверки при участии организаторов, не задействованных в аудитории, в которой участник ГИА сдавал экзамен, технических специалистов и ассистентов, общественных наблюдателей, сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка и медицинских работников. Результаты проверки оформляются в форме заключения. Апелляция и заключение о результатах проверки в тот же день передаются членом (уполномоченным представителем) ГЭК в конфликтную комиссию.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА в течение двух рабочих дней.
При рассмотрении апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:
об отклонении апелляции;
об удовлетворении апелляции.
В случае удовлетворения апелляции результат ГИА аннулируется, участнику ГИА предоставляется возможность сдать экзамен по учебному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами может быть подана в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается:
обучающимися – руководителю образовательной организации, где они обучались;
выпускниками прошлых лет – руководителю образовательной организации, в которой они были зарегистрированы на сдачу ГИА.
Руководитель образовательной организации незамедлительно передает апелляцию в конфликтную комиссию.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о несогласии с вставленными баллами в течение четырех рабочих дней с момента ее поступления в конфликтную комиссию.
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает одно из решений:
об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;
об удовлетворении апелляции и изменении баллов.
Как изменится ОГЭ в 2025 году?
Русский язык
Обязательного экзамена по русскому языку в 2025 году коснулось наибольшее количество изменений.
Изменения в задании 13 (сочинение):
Больше нет разделения на «примеры-иллюстрации» и «примеры-аргументы» — теперь требуется привести просто два любых примера.
Снято ограничение на способы обращения к прочитанному тексту. Теперь можно использовать в сочинении не только цитаты или ссылки на номера предложений, но и сжатый выборочный пересказ.
Изменилась формулировка задания 13.1 — цитата на лингвистическую тему заменена вопросом.
В задании 13.3 теперь можно опираться на примеры из прочитанного текста, но нельзя — на комиксы, аниме, мангу, фанфики и видеоигры.
Название и формулировки критерия К3 стали лаконичнее: теперь он называется «Логичность речи». За 2 и более логические ошибки по этому критерию выставляется 0 баллов, за 1 ошибку — 1 балл, отсутствие логических ошибок принесёт 2 балла.
Уточнён критерий К4 «Композиционная стройность» — согласно обновлённой формулировке, сочинение должно состоять из трёх частей (тезис, аргументы, вывод).
По критериям оценки грамотности ГК1–4 теперь можно получить больше баллов, чем в прошлом году. Отсутствие ошибок каждого вида даст 3 балла, 1–2 ошибки оцениваются 2 баллами, 3–4 ошибки дадут 1 балл, большее количество ошибок — 0 баллов.
Другие обновления:
Максимальный первичный балл на ОГЭ по русскому языку увеличился с 33 до 37.
Для того, чтобы работа попала на третью проверку, теперь достаточно расхождения между первыми двумя проверками в 8 баллов (в прошлом году было 10).
В 2025 году экзаменуемым запрещено пользоваться личными орфографическими словарями — теперь их обязана предоставлять школа, в которой проводится ОГЭ.
Литература
Уточнены критерии оценивания выполнения заданий:
Изменился критерий К2 «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» оценивания заданий 1-й части. Раньше, чтобы получить 1 балл по этому критерию, можно было допустить не более 2 ошибок суммарно, при этом не более одной каждого вида (логических, речевых, грамматических). Теперь допускается не более 2 ошибок суммарно, а их вид не имеет значения.
Смягчились критерии оценки сочинения 2-й части К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм». Теперь получить по 1 баллу по этим критериям можно, допустив до 4 ошибок каждого вида. Раньше допускались лишь 1–2 ошибки.
Физика
Обновлено задание 2: вместо распознавания формул теперь нужно будет соотнести технические устройства и физические явления (раньше это задание было под номером 18).
Сократился объём текста физического содержания, и теперь по нему нужно будет выполнить только одно задание под номером 18 (раньше по тексту были два задания — 19 и 20).
Под нож пошла одна из задач на объяснение физических процессов и свойств тел, теперь в блоке «Решение задач» 4 задания вместо 5.
Расчётная задача в экзамене теперь только одна — под номером 22.
Задачи 20 и 21 теперь различаются уровнем сложности (20 — повышенный, 21 — высокий) и могут базироваться на материале любого из разделов физики (механические, тепловые или электромагнитные явления).
Таким образом, объём КИМ сократился на 3 задания — с 25 до 22, а максимальный первичный балл за работу снизился с 45 до 39.
Химия
Удалено задание 24 (проведение химического эксперимента).
Изменилось задание 23. Теперь экзаменуемым нужно провести 4 опыта и оформить результаты в таблицу. Задание оценивается по двум критериям, в сумме за которые можно получить до 5 баллов (в прошлом году задание 23 «стоило» 4 балла).
В задании 21 больше не нужно составлять сокращённое ионное уравнение реакции, так как теперь это умение проверяется в задании 23.
Максимальный первичный балл за выполнение ОГЭ по химии уменьшен с 40 до 38.
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский)
Уточнены критерии оценивания ответов на задание 35 письменной части (электронное письмо) и задание 3 устной части (монолог).
Биология
За задание 3 (систематика растений и животных) теперь можно получить максимум 1 балл (раньше это задание давало до 2 баллов). В связи с этим максимальный первичный балл за ОГЭ по биологии снизился с 48 до 47.
Информатика
Бывшее задание 15 (создание и выполнение программ), в котором раньше можно было выбрать одну из частей, теперь разделили на два обязательных задания — 15 и 16. Поэтому увеличился максимальный первичный балл за всю работу — с 19 до 21.
Новое в порядке проведения ОГЭ
Возможность пересдачи
Учащиеся, которые не смогли набрать проходные баллы за ОГЭ после девятого класса, получат возможность дополнительно пересдать экзамен — уже в следующем учебном году.
До этого пересдать ОГЭ можно было один раз, во время дополнительного периода в сентябре. Теперь школьники, не справившиеся с прохождением аттестации за две попытки, получают третью — если ОГЭ будет успешно сдан, учащиеся смогут получить документ об образовании.
Продолжительность ОГЭ
Продолжительность ОГЭ по литературе, математике, русскому языку составляет 3 часа 55 минут (235 минут);
по истории, обществознанию, физике, химии — 3 часа (180 минут);
по биологии, географии, информатике — 2 часа 30 минут (150 минут);
по иностранным языкам (английский, испанский, немецкий, французский) (письменная часть) — 2 часа (120 минут); по иностранным языкам (английский, испанский, немецкий, французский) (устная часть) — 15 минут.
Продолжительность ГВЭ-9:
по русскому языку, математике – 3 часа 55 минут (235 минут);
биология, литература, обществознание – 3 часа (180 минут);
информатике, истории, физике, химии – 2 часа 30 минут (150 минут);
географии – 2 часа (120 минут);
иностранным языкам (английский, испанский, немецкий, французский) – 1 час 30 минут (90 минут).
Допускается использование участниками ОГЭ следующих средств обучения и воспитания по соответствующим учебным предметам:
→ по биологии — линейка, не содержащая справочной информации (далее — линейка), для проведения измерений при выполнении заданий с рисунками; непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), при этом не осуществляющий функции средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступа к сетям передачи данных (в том числе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее — непрограммируемый калькулятор);
→ по географии — линейка для измерения расстояний по топографической карте; непрограммируемый калькулятор; географические атласы для 7-9 классов для решения практических заданий;
→ по иностранным языкам — технические средства, обеспечивающие воспроизведение аудиозаписей, содержащихся на электронных носителях, для выполнения заданий раздела «Аудирование» КИМ; компьютерная техника, не имеющая доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; аудиогарнитура для выполнения заданий, предусматривающих устные ответы;
по информатике — компьютерная техника, не имеющая доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с установленным программным обеспечением, предоставляющим возможность работы с презентациями, редакторами электронных таблиц, текстовыми редакторами, средами программирования;
→ по литературе — орфографический словарь, позволяющий устанавливать нормативное написание слов; полные тексты художественных произведений, а также сборники лирики;
→ по математике — линейка для построения чертежей и рисунков; непрограммируемый калькулятор; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования;
→ по русскому языку — орфографический словарь, позволяющий устанавливать нормативное написание слов;
→ по физике — линейка для построения графиков и схем; непрограммируемый калькулятор; лабораторное оборудование для выполнения экспериментального задания;
→ по химии — непрограммируемый калькулятор; комплект химических реактивов и лабораторное оборудование для проведения химических опытов, предусмотренных заданиями; Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов.
В день проведения ОГЭ на средствах обучения и воспитания не допускается делать пометки, относящиеся к содержанию заданий КИМ по учебным предметам.